Уральские горы вроде не высоки, в районе Екатеринбурга не выше 500 м, но могут стать самой настоящей преградой для низких снеговых туч, идущих чередой с запада на восток. Уже неделю снежные заряды разбиваются о горы как волны о скалы. При этом у нас голая земля и пыль, а Пермский край завален снегом по уши. Выяснил я это, поехав туда на машине. Стоило перевалить за хребет, как я офигел от красоты вокруг
читать дальше Красота настигла жителей настолько внезапно, что они не везде даже очистили выходы из дома
На дорогах тоже творилось черт знает что. Временами шел ледяной дождь, капли застывали на лобовом стекле и на асфальте, ехать приходилось ползком. Несколько раз фуры не могли подняться в гору. Несколько фур валялись в кювете. Слава богу, дорога эта, Северный широтный коридор, не так загружена как другие наши трассы. И если дороги хоть как-то расчищались, то на обочинах снега было навалено по грудь. И я так и не смог подойти к моей любимой смотровой точке, на вершине горы в окрестностях Гремячинска. Вид с дороги.
Возвращаясь домой, я вздохнул с облегчением, когда горы остались позади. Красота красотой, но ехать по асфальту куда приятней, чем по гололеду. Но видимо я привез снег с собой, и утром город сверкал чистотой и тишиной. Наконец-то появилось чувство, что праздник к нам приходит
Вот здесь nowereman.diary.ru/p221668726_pozhilye-yungi.ht... я рассказал как вдруг 40 лет спустя снова оказался на борту парусной яхты (хотя этим словом трудно назвать наше суденышко). И все это благодаря моему другу. Михаил, в отличие от меня, "заболел" этим делом всерьёз. Именно он купил надувной катамаран "Бриз" и вот уже два года занимается его доводкой и усовершенствованием. А главное, он постоянно участвует во всех движухах нашего местного яхт-клуба "Паруса Урала". Я к сожалению не часто к нему присоединяюсь. В этом году получилось один раз, и то на закрытие сезона. Надо сказать, что руководство клуба назначило дату регаты очень неудачно. Это был единственный дождливый и холодный уик-энд в этом непривычно теплом сентябре. читать дальше Я долго не мог понять, откуда Михаил близко знает и состоит в приятельских отношениях практически со всеми участниками клуба. Оказалось, что они все в далёких 80-х летали на дельтапланах. За прошедшие годы все эти люди постарели, потяжелели, стали ближе к земле, небо поменяли на воду, но ветру остались по-прежнему верны. Они долго совершенствовали мастерство, стали обладателями куда более быстрых и продвинутых плавсредств, чем Мишин "Бриз". Но мы с ним довольствуемся Олимпийским принципом: главное участие, а не победа. Победить этих монстров на нашем прогулочном катамаране нереально. Да и не нужно, важен процесс. Вода и парус будят в душе что-то такое, что не объяснить словами. То же, что зовёт в путь велосипедистов, байкеров и прочих людей, которым бесполезно объяснять, что есть куда более быстрые и комфортабельные средства передвижения. У нас на Урале морей нет, но есть множество озёр. Яхтсмены особо любят некоторые из них, например Иткуль. В прошлом году мы с Мишей как раз его и пытались покорить. На первый взгляд, ничего особенного в нём нет, на карте оно выглядит довольно скучно, почти круг. На самом деле, озеро интересно своими непредсказуемыми ветрами. И ещё здесь есть два острова. Остров Чаячий, собственно и не остров, а просто скопище камней, едва поднимающихся на поверхности, ну а жемчужина озера - Шайтан-камень. Как же он хорош! Эта скала вызывающе торчит из воды в двадцати метрах от скалистого берега и так и манит обойти его. В прошлый раз мы пытались, но не могли даже приблизиться: поднялся такой шквалистый ветер, что у нас погнулось крепление шверта, и мы вынуждены были вернуться с полдороги. Легко понять наших предков, что верили в духов мест. Шайтан наверняка назван не просто так. В этот раз он опять решил поиграть с нами. Мы довольно бодро шли вперёд, как вдруг ветер совершенно внезапно полностью стих. Мы как дураки полчаса болтались на самой середине озера. И уже подумывали взяться за весла, как Шайтан сменил гнев на милость и позволил нам приблизиться. Первая часть видео: это моя попытка заснять торжественный момент, не очень удачная, потому что неудобно держать телефон и управлять парусом одновременно, тем более во время поворота. Вторая часть снята с судейского катера.
А на обратном пути мы поймали ветер. Лететь на гребне волны - особый кайф.
Вечером началась самая приятная часть программы регаты. Загорелись костры, запахло едой, зазвенели рюмки. А потом долгие посиделки, разговоры и песни под гитару. Надо признать, что немалое количество народу приехали именно за общением со старыми друзьями, не имея даже плавсредств.
Была даже походная баня, куда приглашались все желающие прожариться, а потом нырнуть в воды озера. А я расстелили свою старую палатку.
Мы купили ее незадолго до появления дачи, и потому не очень часто использовали, и я сомневался в ее качестве. Однако напрасно. Ночью опять шёл дождь, но палатка на удивление отлично показала себя. И на утро опять был дождь, сильный ветер, и гонку отменили. Парусный сезон окончательно закрылся. Мы с Мишей быстро разобрали катамаран. Миша остался на подведение итогов, и не зря, как оказалось.
А я уехал домой, надо было собираться, ведь уже следующим утром нас ждала дорога на Тобольск.
Вот и первый день на работе. Как будто в отпуске и не был. Сразу отправили в командировку. Так что я опять буду без компа, и фотоотчет о поездке откладывается. Успею только осенней красотой поделиться. Да, уж осень постаралась. Компенсация за никакое лето.
Моя любимая скамейка. Нет ничего лучше, чем сидеть здесь на закате, наслаждаясь ласковым вечерним солнышком. Время как будто останавливается, я могу часами просто смотреть как растут деревья, как щебечут птицы, как лес шумит где-то далеко.
читать дальше Вообще-то я поехал на дачу строить беседку. Но конечно не отказал себе в удовольствии выкроить время на прогулку в любимых местах.
Поднялся на гору
Постоял на перешейке, погрустил вспомнив как любили здесь медитировать Джой с Левой. Как же мне не хватает вас...
Удовольствие было бы полным, беги передо мной кто-то хвостатый, в восторге от солнца, воздуха и свободы!
Посидел на утесе и не спеша пошел назад. За это время солнце склонилось совсем низко, Всё вокруг окрасилось багрянцем и золотом
Стоит солнцу спрятаться, как сразу появляется пронизывающий могильный холод, ясно дающий понять, что зима не за горами. А наутро трава седая
Не помню, упоминал ли в дневниках, но с детства у меня особое отношение к морю и к парусам. Более того, у меня в детстве даже был небольшой опыт хождения под парусом в детском отряде "Каравелла". Об этом рассказывать можно (и нужно) много и долго, но пожалуй не сейчас. Надеюсь, когда-нибудь соберусь и расскажу. И вот прошла вся жизнь, 45 лет, во время которых общение с большой водой ограничивалось купанием на пляжах. Но мечта так никуда и не делась, как выяснилось. Мечты, мечты... Мечты, мечты... Как-то в конце 19-го года сидим на дне рождения нашего друга Михаила. Он сам человек очень интересный и увлекающийся, а друзья у него еще более интересные и увлекающиеся, например, супруги Власовы: альпинисты, сплавщики по рекам, горнолыжники, гитаристы, участники всех фестивалей самодеятельной песни, даром что им за 60. Сам Михаил в юности летал на параплане, сейчас сам не летает, но периодически судит соревнования парапланеристов, дома в свободное время не сидит и вообще "походник" со стажем. И вот разговорились об отпусках на море, что дескать скучно просто лежать на пляже, хорошо бы совместить приятное с интересным, например взять яхту и останавливаться в интересных местах. Тут в разговор вступает Мишин одноклассник Валера, впервые оказавшийся в нашей компании. "А в чем проблема? - спрашивает Валера, - если есть желание, я организую." Выяснилось, что Валера не просто выглядит как старый капитан (жилистый, седой и бородатый), а что он таковым и является. Всю жизнь он прожил на море, проходил на больших и малых судах, на парусных и моторных. У него есть дом на Тенерифе, где теперь живет его бывшая семья, а сам он под старость вернулся на родину, работает шкипером на яхте одной богатой местной компании. В его устах наша мечта обретала вполне реальные черты. Валера предложил взять яхту в аренду в Турции, на Эгейском побережье, пройти вдоль побережья (а там есть что посмотреть), при желании зайти на Родос или другие греческие острова, он там был много раз и знает все тонкости навигации и прохождения пограничного контроля. После дня рождения Валера развернул бурную деятельность, где-то через месяц он нашел несколько подходящих яхт и прислал ссылки на сайты, где было полное описание, фотографии, технические данные, и даже примерные цены на аренду. Глядя на паруса, южное солнце, каюты, обшитые темным деревом, мы уже представляли себя на палубе, на фоне морского заката, счастливыми и загорелыми. Самая полюбившаяся нам яхта была рассчитана на пять семей, имела прекрасно оборудованный камбуз, два гальюна, и пр. и стоила где-то две тысячи долларов за десять дней аренды. На пять семей вполне реально, даже со всеми прочими тратами. Но вот найти пять подходящих семей оказалось совсем не так легко, как я предполагал. Кроме нас с Мишей, никого этот восхитительный план почему-то не привлек. Можно было взять яхту попроще и подешевле, но чем меньше яхта, тем более спартанские условия. Мы не теряли надежду, искали единомышленников, но тут настал 20-й год, и Ковид поставил нашу затею на паузу. Но ничего, подумали мы, жизнь продолжается. Но затем компания, на яхте которой работал Валера, от яхты избавилась, и он остался без работы и начал задумываться о переезде куда-то, а еще через полгода и сам тихо и внезапно умер, одинокий, вдали от семьи и любимого моря. Ну а дальше - больше, начались всем известные события, и стало окончательно ясно, что мечте нашей сбыться не суждено. Однако, в отличие от меня, Миша "заболел" парусами всерьез. Вдвоем со своим единомышленником и коллегой по работе они купили складной парусный катамаран "Бриз-микро", сшили паруса и стали потихоньку выходить на воду. Катамаран этот настолько мал и складен, что весит килограммов 30, в сложенном виде легко перевозится в багажнике автомобиля, собирается примерно за час, разбирается и того быстрее, берет на борт до четырех человек, правда, условий там совершенно никаких. Размеры его таковы, что ему не требуется регистрация, а его капитану - права на управление. Любой может приехать на любой водоем, собрать и кататься в свое удовольствие. Миша долго уговаривал меня присоединиться к своим парусным покатушкам, по-видимому переоценивая мои морские навыки. Но вот всё сложилось удачно, и мы поехали на озеро Иткуль, недалеко от города. И даже Оля с Тошкой присоединились, сказав: надоело только на дачу ездить, даешь разнообразие и отдых, "солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". Шайтан-регатаШайтан-регата В эти дни на Иткуле проходила вполне официальная регата, несмотря на несколько легкомысленное название. Здесь все было по-настоящему: судейство, спасатели, участвовали настоящие морские волки, на совсем других, серьезных катамаранах. А "Шайтан-регатой" названа в честь Шайтан-камня - скалистого острова у дальнего берега. Фото, к сожалению, не мое
Мы с Мишей конечно никуда не заявлялись, приехали просто за компанию, поучиться уму-разуму. Погода обещала быть самой подходящей: солнце и свежий ветер.
Миша за сборкой катамарана
Вдвоем мы живенько собрали наше судно и отнесли его к воде,
...где уже находились участники регаты
Вскоре раздался трубный глас, от которого все вздрогнули. Это судьи собирали участников на брифинг. Вскоре паруса запорхали по воде как стайка бабочек
Мы тоже вышли ненадолго, опробовать снасти. Все понравилось и мы вышли снова, уже вместе с Олей.
Все шло отлично, но женщина на судне, как водится, все испортила (шучу, в регате участвовали несколько женщин, а одна, настоящая морская волчица, даже призовые места занимала). Солнце куда-то скрылось, налетели грозовые тучи, а самое главное - ветер сменился, и вместо того, чтобы нести нас к берегу, начал от него отгонять. А этот несерьезный катамаранчик ну очень не любит идти под острыми углами к ветру. Так что мы лавировали, лавировали, да не вылавировали. Несколько раз почти подходили к берегу, но как только доставали шверт, нас тут же сносило. Пришлось взять весла и позорно (как нам казалось) грести к берегу. Впрочем, ничего позорного опытные моряки не увидели, они и сами пользуются веслами или небольшими моторчиками, парус на мелководье и в ветровой тени берега часто бесполезен. А Иткуль вообще очень коварен - сказали нам опытные яхтсмены (в чем мы очень скоро убедились). Оля сказала, что всё это конечно интересно, но она лучше посидит на берегу.
Настал обычный туристический вечер. Между палатками выросли столики и стулья, повсюду заструился дым от мангалов. Чем отличаются посиделки яхтсменов от обычных туристов - так это благостной атмосферой. Пили все и помногу, но никто ни к кому не приставал, не бычил. Наоборот, все мирно слонялись от стола к столу, делились впечатлениями и ценными советами по прохождению трассы, по усовершенствованию плавсредств, в речи постоянно мелькали загадочные для посторонних ушей шкоты, фалы, стаксели и прочие шверты. Подобную атмосферу можно увидеть только среди группы людей, увлеченных одним делом, я такую встречал раньше среди собачников. Все вроде соперники, но гораздо более - близкие товарищи. Тишь да гладь продолжалась часов до трех ночи, когда наконец-то пролилась гроза, что собиралась и ходила кругами весь вечер, и все попрятались в палатки.
Утро настало весьма бодрым. Было хоть и солнечно, но ветер дул просто ледяной. Но зато ровный и достаточно сильный. И Миша решил рискнуть и сходить к Шайтан-камню. И, чем черт не шутит, может быть даже пройти между ним и берегом, что вообще высший класс. Хотя это не обязательно, тем более что старшие товарищи настоятельно не рекомендовали нам этого делать. И еще посоветовали записать телефон спасателей. Мы как-то не придали этим словам значение, а зря. Мы вышли. И это было офигенно! Мы просто летели, разрезая носом волны, все в теплых брызгах и в диком экстазе. Все-таки парус это что-то невероятное, ощущение настоящего полета, ни один мотор не сравнится.
Под конец видно как Иткуль начинает показывать свой норов. Это был первый шквал, после которого Миша спрятал телефон подальше. Вскоре налетел следующий, который только чудом нас не перевернул. А потом еще и еще. Катамаран стонал и трещал как раненый зверь, он явно был рассчитан на легкие прогулки, а не на это вот все. Стало не по себе. А когда мы оглянулись и оказалось, что мы на озере одни, что даже старт регаты отложен, что даже профи не рискнули выходить в такую погоду, только два "чайника" болтались на середине озера, к тому моменту мокрые от брызг и жалкие как брошенные щенята! Сразу стало не до Шайтана, мы свернули к берегу под укрытие леса и, слава богу, без потерь вернулись в лагерь. Весь обратный путь катамаран как-то странно себя вел, плохо управлялся и дергался. Мы решили, что ветер у берега такой неверный или мы такие криворукие, но на берегу оказалось, что не только. Несколько труб каркаса и мачту погнуло ветром, а у держателя шверта одно крепление вырвало с мясом, так что оказалась нарушена геометрия корпуса. Мы отогрелись немного, успокоились, разобрали катамаран и поехали домой.
Вернувшись домой, я призадумался. Судя по всему, Миша видит во мне настоящего напарника, всерьез и надолго, а вот хочу ли я этого? Удовольствие я получил, это несомненно. Но если ввязываться в это дело, то уже всерьез. Боюсь, что я пока не готов. Какой-то детский гештальт я закрыл и на этом пока успокоился. Не знаю, посмотрим, как пойдет дальше...
Ездили в командировку за 1000 км на машине. Командировка была из числа тех, что хочется поскорее забыть как страшный сон. На обратном пути проезжали по вечерней Башкирии, и стало ясно, почему здесь так много курортов, и за что Аня называет её самым красивым местом на Земле. читать дальше
Наш ответ заставке Windows
И это снято сквозь пыльное стекло автомобиля на ходу. Представляете, как это красиво живьем!
Верхотурье - самый старый и самый маленький город Свердловской области. Вообще, в рассказе о нем слово "самый" частенько будет встречаться.
1598 год. По Американскому континенту бродят нетронутые стада бизонов, еще ни одно европейское поселение не появилось на его берегах. В России умирает царь Федор Иоаннович, наследник Ивана Грозного, последний представитель династии Рюриковичей. Настает Смутное время. А на другом конце страны, страшно далеком от Москвы Каменном поясе, на берегах реки Туры возникает город Верхотурье, ставший столицей Урала на долгие годы. За несколько лет до этого поход Ермака открыл для России огромные пространства Сибири. Начинают строиться Тюмень и Тобольск, на восток продвигаются первые русские переселенцы. Основными транспортными артериями в то время служили реки. Суровой преградой для путешественников и купцов встают Уральские горы, Камень, как их тогда называют. В 1595 году по царскому указу начинается строительство дороги от Соликамска на Каме до реки Туры на другой стороне хребта. Строительством заведует посадский человек Артемий Бабинов, в подчинении у него сорок крестьян. По легенде, Бабинов проложил путь, тайком проследив за аборигенами-вогулами, которые пересекали хребет по потайным тропам. Через два года строительства дорога дошла до заброшенного вогульского поселения Нером-Кар, расположенного в верховье Туры. Годом позже на этом месте началось строительство города Верхотурье. Бабиновская дорога сыграла важную роль в освоении Сибири. В течение почти двух столетий она была единственным маршрутом, соединявшим Европейскую часть России с Азией. После открытия в Верхотурье таможни, другие дороги в Сибирь запретили прокладывать, чтобы ни рубля не ускользало от государевых служащих. За годы своего существования она повидала многих известных людей: по ней отправлялись в свои экспедиции Витус Беринг и Семён Дежнев, ехали в ссылку светлейший князь Александр Меньшиков и фаворит императрицы Анны Иоанновны, «серый кардинал» Бирон. По этой дороге доставляли царские указы, денежные средства, почту, по ней ехали посольские делегации. По ней русские крестьяне, населявшие Прикамье, отправлялись на поиски свободных земель. . читать дальше Город на границе должен был принести в здешние земли новую власть в двух ипостасях. Власть земную, власть Белого царя и власть небесную, духовную в виде Православия. Поэтому и главных сооружений было два: острог и монастырь. На высокой скале над Турой строится деревянный острог, простоявший ровно 100 лет. Однако после серии пожаров, по указу Петра 1, в 1698 году начинается строительство каменного кремля. Он стал самым маленьким кремлем в России и самым последним.
Кремль представлял собой гигантскую усадьбу воеводы, окруженную крепостными стенами и башнями.
Кроме дома воеводы, были построены амбары, приказные палаты, поварня, караульная. Дом воеводы позже был перестроен под земский и уездный суды, полицию и казначейство.
Здесь располагалась и самая первая на Урале тюрьма
Главное украшение кремля - храм Живоначальной Троицы. Каменный собор строился соликамскими мастерами с 1703 по 1709 год. Эта постройка является самым старым каменным храмом Свердловской области. Его называют лучшим произведением «московского барокко» на Урале
Парадные ворота кремля
Верхотурский кремль известен своими подземными ходами, говорят, что они ведут отсюда к берегам реки, есть ходы в Никольский монастырь и вроде бы даже в расположенный километром ниже по течению Туры Покровский женский монастырь. С высокого Троицкого камня открываются восхитительные виды на Туру.
А с другой стороны - на вторую главную достопримечательность Верхотурья - Свято-Николаевский мужской монастырь.
Монастырю уже минуло 400 лет. Первые сто он был ничем не примечателен, хотя сыграл свою важную миссионерскую роль в среде местных языческих племен. Но в начале 17-го веке недалеко отсюда, в селе Меркушино, появился праведник Симеон. Через 50 лет после его смерти оказалось, что тело осталось нетленным. Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Слава о чудесах стала распространяться вокруг. Мощи святого Симеона перенесли в Николаевский монастырь, и с тех пор к нему "не зарастает народная тропа". Ныне Симеон Верхотурский считается небесным покровителем Урала, а число паломников достигает 150 тыс. в год.
В числе паломников монастыря самый известный - Григорий Распутин. Сам Распутин так описывает результаты своего первого знакомства с Верхотурьем: «Симеон Праведный Верхотурский дал силы познать дух истины и уврачевал болезнь бессонницы». После Верхотурья Распутин как бы заново родился. С тех пор не раз Распутин совершал паломничества в Верхотурье: в дни, когда требовалось духовное подкрепление, во времена семейных и личных неурядиц, он искал опоры в стенах Николаевского монастыря. К примеру, здесь Распутин искал утешения после внезапной смерти первенца, которая морально надломила молодого отца. Позднее его дочь Матрена писала: «Дни, когда он брал свою котомку и посох, чтобы отправиться в Верхотурье поклониться мощам св. праведного Симеона — его любимого святого, были счастливейшими его днями». Говорят, что Григорий Ефимович в течение долгого времени жил в Николаевской обители, обучившись там грамоте и письму. Старца Макария, монаха Свято-Николаевского монастыря, Григорий считал своим духовным наставником, обращаясь к нему за советом, даже будучи очень влиятельным в России человеком. В начале XX века Николаевский монастырь, во многом благодаря Г. Распутину, поддерживал близкие отношения с семьей императора Николая II. Велась активная переписка, в монастырь ожидался приезд царской семьи. В ознаменование 300-летия дома Романовых на территории монастыря возводится огромный Крестовоздвиженский храм. Храм третий по величине в России, уступает только Храму Христа-Спасителя и Исаакиевскому собору. Он может принять 4 тысячи верующих, больше половины населения города. Именно здесь хранятся мощи Симона Верхотурского
Жалею, что в спешке не обошел храм вокруг, наиболее эффектно он выглядит с другой стороны.
Преображенский храм
Перед собором находится скромная Никольская церковь
Надвратный Симеоно-Аннинский храм
Очень живописна стена монастыря, напоминающая крепостную стену с башенками
Заглянув за угловую башню, я увидел бревенчатый теремок в русском стиле и не обратил на него внимания, считая новоделом, офисом турфирмы или гостиницей. И совершенно напрасно, поскольку это был выстроенный в 1914 году под руководством Распутина дом для почетных гостей, специально для семьи Николая II. Дом возвели из дерева в стиле русского народного зодчества XVII века без гвоздей и скоб. Комнаты объединялись верандой с резными балясинами. Печи были украшены изразцами. Однако начавшаяся мировая война помешала визиту царственных особ. Дом так и не дождался того, для кого строился. Фото с сайта Monastyr.org
Но закат Верхотурья начался гораздо раньше. Речной транспорт уступил пальму первенства сухопутному. В 1763 году был открыт почтовый тракт от Москвы до Тобольска через Казань, Кунгур и Екатеринбург, ныне известный как Сибирский тракт. Бабиновская дорога утратила своё значение, в 1763 году Верхотурская таможня была закрыта и тракт официально упразднён. И если бы не монастырь, Верхотурье ждала бы незавидная судьба, как у показанного в прошлом моем посту Усолья. Верхотурье сохранилось куда лучше, но как туристический и религиозный объект. Город же откровенно прозябает.
Работы практически нет. Старые дома ветшают, хотя многие из них имеют несомненную художественную ценность.
Это же касается и некоторых заброшенных церквей, так и не дождавшихся реконструкции
Развитию Верхотурья как исторического и культурного центра мешает удаленность. От Екатеринбурга 300 км, да еще и в стороне от трассы. А вот для монастыря удаленность от мирской суеты только плюс, как по мне. Так что Верхотурье не зря называют духовной столицей Урала. Недаром даже наш Архиепископ именуется "Екатеринбуржским и Верхотурским".
Я заехал сюда по дороге домой из командировки. Сто раз проезжал мимо по трассе на Серов, и вот сподобился. Надо сюда обязательно вернуться, и не наспех, а с экскурсией.
Так получилось, что с разницей в две недели я совершенно случайно посетил два старинных уральских городка с необычайно интересной историей. Сегодня первая часть. Я приехал в Березники по работе. Работу я планировал закончить довольно рано, и задумался, чем занять вечер. Залез в интернет и обнаружил целый совершенно для меня неизвестный пласт истории - старинный город Усолье. Село Усолье было основано в 1606 году известной династией Строгановых и на долгое столетие стало «столицей» их владений.
Местные рассолы отличались высокой концентрацией соли, количество варниц постоянно росло. Новое Усолье превратилось в крупное селение. Поскольку Усолье располагалось на многочисленных островах с протоками, его называли «уральской Венецией». Оно часто страдало от половодий. Более того, в 1950-х годах часть поселения была подтоплена водами Камы при строительстве Камской ГЭС. Усолье обзавелось красивым архитектурным ансамблем и имело около 7.5 тыс. жителей (1850 г.), работавших на двух солеваренных заводах. По численности населения Усолье оставило далеко позади уездный Соликамск, да и большинство других уездных городов Пермской губернии. читать дальше Статус города Усолье получило только в начале 20-го века, однако еще за 20 лет до этого на другом берегу Камы появился конкурент Усолья - город Березники. Начался он со строительства содового завода, после революции там был создан гигантский химкомбинат, а после ВОВ открыты богатейшие залежи калийных солей. Постепенно жизнь покинула Усолье и переместилась на другой берег. Но окончательно соляные промыслы погубило открытие месторождений соли в Прикаспии. Сто лет спустя Усолье представляет собой довольно унылое зрелище. Слава Богу, власти спохватились, и в начале 2000-х, видимо в ознаменование 400-летия основания города, начали восстанавливать то, что еще можно восстановить. Кстати, это вообще тренд последних лет. Постепенно начал возрождаться интерес к нашей богатейшей истории. Во-первых, многие объекты начали реставрировать, а во-вторых, что не менее важно, создается инфраструктура: дороги, гостиницы, сервис, информационная поддержка. Что не может не радовать. Думаю, не далек тот день, когда появится экскурсионный маршрут типа Уральского золотого кольца, во всяком случае, предпосылки для этого есть. К моему глубокому сожалению, "Уральская Венеция", покорившая меня на фото в сети, оказалась на мели. Водохранилище Камской ГЭС как раз во время моего визита осушили, видимо, готовясь к весеннему половодью. И на моих фото старинные здания, увы, не будут картинно отражаться в лоне вод. Но что поделать... Спасо-Преображенский собор (1724-1731 гг.) Центральное здание архитектурного ансамбля Усолья
Полюбуйтесь кирпичными узорами
Соборная колокольня (1730 г.). Она наклонная, также как и Соликамская соборная колокольня и знаменитая Невьянская башня. Для укрепления колокольни были пристроены торговые ряды. Ныне здания заброшены. До пожара 1842 года колокольня была украшена высоким шпилем с флюгером, затем главкой. В настоящее время планируется восстановление шпиля.
Палаты Строгановых (1724 г.) Ныне здесь музей. А чуть дальше слева контора сользаводов, возведенная в 1833 г. Сейчас здесь размещается женский монастырь.
Особняк князей Голицыных с флигелем и воротами
На карте этот дом обозначен как женский монастырь, прежде господский дом Строгановых, но при мне был закрыт, а окна заколочены
Другим зданиям повезло еще меньше. Это особняк князей Лазаревых (1830 г.), купивших в конце XVIII века часть строгановских земель, металлургических и солеваренных заводов, а чуть дальше руины припасного склада и солеварницы начала ХIХ в.
Перед домом - неведомые деревянные зверушки, аутентичного вида
Предполагаю, что это старинные изображения птицы Сирин. Современные варианты тут же рядом
Большая жизнь ушла на другой берег
На этом фото видно, как обмелело водохранилище. Обычно все пространство до самых заводских труб покрыто водой. Но лужи на переднем крае - не сама Кама. Река еще вполне себе жива и здорова, просто основное русло проходит у дальнего края кадра за песчаными наносами.
Вокруг на довольно большой площади разбросаны другие здания, далеко одно от другого, в поэтичном беспорядке и запустении. Меня же привлекли развалины далекой церкви
Вообще-то она очень живописно расположена на острове, но воды очень мало. На острове некогда стояла слобода Рубеж, приютившаяся около соляных варниц Верхних промыслов. От крупного солеваренного завода с высокими рассолоподъёмными башнями и кирпичными башнями, закрытого после Гражданской войны, не осталось ничего. От всех построек сохранилась только церковь Владимирской иконы Божьей матери, или Рубежская.
Мне всегда была чужда эстетика заброшек, но подойдя к гостеприимно распахнутому дверному проему, я не устоял
Здесь торжественно и грустно. Сразу приходят мысли о бренности бытия
Особенно впечатляет вид колокольни изнутри
Я уезжал из Усолья в довольно грустном настроении, когда заметил в стороне от дороги Никольскую церковь.
Мне кажется, так и должны строиться храмы. Вдали от шума, гама и страстей. Здесь моя грусть улетучилась безвозвратно. Здесь душа сразу обретает покой и гармонию.
Всегда считал, что храмы в больших городах много теряют от тесноты окружения. Особенно в Европе. Насколько величественно и торжественно возвышается белоснежный Дуомо на огромной площади в Милане, настолько же теряется Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции в лабиринтах улиц, ее даже рассмотреть целиком не получается, настолько тесно вокруг (хотя знаю, что многие со мной не согласятся)
Никольская церковь (1813-1820 гг.), построена как памятник Отечественной войне 1812 года, на которой погиб сын Строганова. Считается, что её автором был известный архитектор А.Н. Воронихин, который родился здесь, в Усолье. Самое известное творение Воронихина – это Казанский собор в Санкт-Петербурге. Внезапно раздался хрустальный колокольный звон. Я внимал в течение долгих минут, но как только собрался уезжать, сверху послышался голос. Я покрутил головой, но кроме меня никого не было. Из дверей выбежала миниатюрная монашка и стала зазывать меня на колокольню. Оказывается, в пасхальную неделю любой может подняться и позвонить в колокола. Я долго отнекивался, но тут подъехала машина с супружеской парой. Они с радостью согласились, ну и я за компанию. Матушка Мария повела нас какими-то потайными коридорами, неустанно щебеча что-то.
Очень интересно было взглянуть на мир с высоты
Мы с молодым человеком попробовали было себя в искусстве колокольного звона, но не преуспели. С непривычки, несмотря на кажущуюся простоту, можно издать только некую какофонию. И кажется, надо иметь несколько пар рук. У матушки получается куда лучше (осторожно, очень громко):