Скоро пройдёт месяц с этих событий. Сейчас в Якутии уже 20-градусные морозы, а тогда зима только подступалась. Раньше рассказать не получилось, но рассказать надо. Чтобы самому не забыть, и чтобы все знали, как трудна и неказиста бывает жизнь простого инженера.
В конце первого своего поста о поездке в Якутию я написал, что придется скататься туда еще не раз. Как в воду глядел.
Звонит шеф и говорит, что надо ехать, и срочно. Вникаю в проблему и срочности не вижу. Тогда шеф говорит: "Там сказали, что скоро к ним вообще не попадешь. Еще неделя - другая и все". Что всё? Оказалось:
В Якутии в октябре начинается зима и закрываются паромные переправы. А самолет из Якутска до Нюрбы по непонятным мне причинам тоже стоит в расписании только до второй недели октября. А дальше? А дальше до установления прочного льда на реках, т.е. до января, связи с внешним миром нет. Я сначала глазам своим не поверил. Как так? 21-й век на дворе, а куча народу на несколько месяцев отрезана от всего мира? Начал гуглить, всё подтвердилось. И если в Якутске, который, напомню, отрезан рекой от железной и автомобильной дороги, еще как-то этот вопрос решается с помощью мощных паромов и судов на воздушной подушке, то в глубинке никак. Два месяца только по воздуху, но и то без расписания, по особому указанию. А официально уже с 3-го октября паромы закрыты, но неофициально еще работают, по фактической погоде. Наверное, не будет секретом, что я не боялся опоздать туда, я боялся остаться там.
Бросился покупать билеты. Путь туда вроде не сулил проблем. Проверенный маршрут: Дом - Новосибирск - Якутск - Нюрба билеты на самолет были. Вылечу днем, прилечу следующим утром. Не посплю ночь, так не беда, не в первый раз. Днем поработаю, следующий день про запас, посмотрю как там аппаратура поведет себя после моего вмешательства, а там и домой. И вот тут, глядя на карту, я придумал хитрый ход. Уж больно мне в прошлый раз не понравилась 15-часовая поездка на маршрутке из Нюрбы до Якутска. Вот совершенно. Но ведь можно поехать не на восток от Нюрбы, а на запад. И там будет Мирный. Вполне себе приличный город, а главное улететь из него так же легко как из Якутска, притом от Нюрбы до Мирного всего каких-то 300 км, в то время как до Якутска 800. И я недолго думая решил доехать до Мирного, переночевать там и утром лететь домой. И вот что из этого вышло.
читать дальше
1. Дорога туда
Долетаю до Якутска, объявляют регистрацию на мой рейс, досмотр, сидим в зоне посадки, ничто не предвещает. Вдруг объявляют, что рейс до Нюрбы отменяется. Следующая информация о вылете будет завтра в это же время. Чего? Что мне делать, куда податься? Начинаю бегать как таракан по кухне. Прибегаю в представительство авиакомпании, там все спокойны как истинные якуты (я более невозмутимой нации не встречал). Вам гостиницу предоставить? - предоставим. Не хотите? - вернем деньги, не вопрос. Я говорю: мне деньги не интересны, мне бы в Нюрбу попасть. И вообще скажите главное: есть смысл ждать до завтра или нет? Сидящий неподалеку молодой человек в форме технаря все разложил по полочкам: в Нюрбе перед тем, как принять самолёт, идут на полосу (она грунтовая) и специальными методами измеряют её плотность. Если она ниже допустимой, то они самолёт принять не могут. "Всё ясно, - ответил я, - а на завтра какой прогноз?" "Ну сами посмотрите", - печально ответил он, и печаль его была ясна. За окном сеял мелкий осенний дождик. Делать нечего, взял у них распечатку, что рейс отменён и плотно присел на телефон. Слава богу, с помощью работников аэропорта, наконец-то разобрался с их приложением для заказа такси.
Самолет так и не улетел за всё время что я там был
И вот то, чего я так старался избежать: дорога Якутск - Нюрба, да ещё и в самое сложное время года. Грунтовка, летом выглядящая временами не хуже асфальта, стала обманчивой. Иногда вполне себе твёрдая, можно ехать быстро, но местами напитывается водой и превращается в жижу. Любой грузовик продавливает в ней глубокие колеи, в которые наш минибус проваливается и садится на брюхо. Только чудом и мастерством водителя можно объяснить то, что мы ни разу не застряли. Правда, потеряли бампер и оба передних подкрылка. Во время одной из остановок, когда водитель чертыхаясь выдергивал из-под колёса ошмётки подкрылка, нас догнал и остановился для возможной помощи (здесь это в порядке вещей) мой старый знакомый, с которым мы ехали в прошлый раз, и которого я случайно встретил в Якутске. Видимо, это судьба).
![изображение](https://i7.imageban.ru/out/2023/10/28/2a684724cf5a912d680e175e7cfef12d.jpg)
В этот раз мы добирались ещё дольше, но перенес я как-то проще. Или потому что я приличную часть времени тупо проспал, или потому что начал привыкать и вооружился чисто якутским терпением, не знаю. Один раз пообедали, в полдень. Где-то в полвторого ночи приехали. Местные разошлись по домам, где их ждали родные и горячий ужин. Меня же никто не ждал, слава богу, что впустили в гостиницу. Магазины давно закрыты. Лёг спать натощак, решив что утром посплю подольше, а потом куплю чего-нибудь на завтрак.
Не получилось. Замучили звонками как доехал и пр. А потом местный босс предложил довезти до работы. Поняв, что поспать всё равно не дадут, я решил закончить все дела пораньше, а потом уже и поесть, и поспать как следует.
Но как всегда работа заняла больше времени чем планировалось, и тут инженер говорит: "А вы поесть не хотите? А то мама дала мне больше чем я могу съесть". И хотя к тому моменту мой желудок как-то усох и не подавал признаков жизни, эти слова напомнили, что уже сутки, как в нём ничего не было.
Дальше как в тумане: помню как мы вдвоём наперегонки из одного контейнера наворачиваем котлетки и макароны. А потом всё заканчивается. И работа, и макароны.
Уже прощаясь, инженер посетовал, что вот дескать плохо, что я так быстро уезжаю. Что было бы неплохо посмотреть, как аппараты заработают завтра (но тут мои полномочия всё, я планировал день в запас, но отмена рейса...) и вообще он бы ушёл на больничный, так как давно чувствует себя не очень. Какого черта ты не предупредил меня раньше? - робко зашевелилась мысль, но мне было уже сыто и лениво и всё равно. Ну и само собой, уже вечером я почувствовал боль в горле. Хочу думать, что инженер ни при чем, уж слишком мало времени прошло. Пошёл в аптеку, но в 7 часов вечера они уже были закрыты. Я к тому моменту уже преисполнился чисто буддистским похуизмом, иначе здесь не выжить. Меня преследовало только одно стремление - хоть как, хоть ползком, но покинуть это место. Слава богу, утром меня должен был забрать микроавтобус до Мирного.
2. Дорога оттуда
Настало утро. Приехал автобус. Все пассажиры выглядели весьма помятыми, что неудивительно, ведь они ехали из Якутска весь вечер и всю ночь. Я сидел как на иголках. Ведь есть один нюанс. Хоть до Мирного вдвое ближе чем до Якутска, однако здесь вместо одной паромной переправы - три. И на каждой из них нас могли развернуть. Две проехали на ура, дорога здесь хоть и грунтовая, но хорошо укатана, размытых участков нет. Временами даже солнце было.
![изображение](https://i7.imageban.ru/out/2023/10/28/00219f8232d90b1546b0581acdd9386d.jpg)
![изображение](https://i4.imageban.ru/out/2023/10/28/eb0ca47214f1b19e6d1bdaf3e0a841de.jpg)
![изображение](https://i5.imageban.ru/out/2023/10/28/29e2135e1c080c8dbe54976aed7456dc.jpg)
После второй переправы въехали в большой посёлок Сунтар. Здесь вышел мой сосед, батюшка местной церкви. Очень молодой, но с бородкой, как положено. Увы, бородка выглядела чисто по-азиатски - несколько волосков. Он вёз с собой игрушечный автомобиль, выглядело очень трогательно.
![изображение](https://i5.imageban.ru/out/2023/10/28/f4a80a91deb54fdcf8eb52ebff145e6e.jpg)
Здесь же остановились на обед. Только тут я узнал, что автобус идёт не до Мирного, а аж до Ленска. То есть всего путь занимает больше двух суток. А узнал от пожилого пассажира, который стоял, курил и пытал водителя, сколько ещё ехать. И у этого пассажира очень сильно тряслись руки, прямо очень. И вот садимся, я первый, потому что в самый дальний угол, а этот пассажир вдруг падает на входе в приступе эпилепсии. Якуты, ничуть не удивившись и не паникуя, как будто им каждый день приходится иметь дело с эпилептиками, кладут его на бок, вкладывают что-то в рот, чтобы не захлебнулся, звонят в скорую и продолжают беседу о том о сем. Скорая приезжает минут через сорок, пациент уже давно приходит в себя. Они что-то вкалывают ему, дают таблетки, и мы едем дальше.
Тут надо объяснить. Хотя маршрутки выходят из Якутска в разное время, уже после первой переправы они волей-неволей кучкуются, и приходят к следующей переправе группами, что очень удобно. Но мы из-за незапланированной остановки выпали из графика, и подъехали к следующей переправе в гордом одиночестве. И стояли два часа под проливным дождём. Пока не подъехал ещё один автомобиль, и паромщики не пожалели нас.
3. Мирный
Долго ли, коротко, но мы наконец приехали в Мирный. Высадили меня не у гостиницы, и пришлось под проливным дождем, грозящим вот-вот превратиться в снег, топать до нее. Гостиница оказалась в самой жопе мира Мирного, в промзоне. На машине к ней подъехать было можно, а вот дойти проблематично. Основная городская автотрасса, но ни перехода, ни светофора, да даже обочины нормальной не было, и по краю дороги текла целая река. И еще автомобилисты весело неслись, поднимая целые горы грязной воды. Только чудом удалось дождаться небольшого перерыва, и я ломанулся через дорогу, сразу по колено провалившись в ледяную воду обеими ногами.
Боюсь, нашей девочке - менеджеру по командировкам сильно икалось в тот вечер. Это она свято блюдет правило не брать нам номера дороже 5 тыс., но здесь всё дорого, а потому за эти деньги... но обо всём по порядку. Я пришел в гостиницу весь мокрый с ног до головы и с больным горлом, которое от купания в ледяной воде не стало лучше. И увидел общежитие для вахтовиков. Это сразу чувствуется, по запаху, по грязи и по множеству объявлений, грозящих карами за порчу имущества. На ресепшене никого не было. Я звонил, но безрезультатно. Настроение не улучшалось, очень хотелось в тепло, но перед этим поесть и купить наконец лекарство от горла. Потом мимо проходила пожилая якутка, сильно удивившаяся, что кто-то заселяется. "Ничего не знаю, у меня брони нет" - было мне заявлено. У меня уже не было сил бороться. Я дал ей телефон нашего менеджера, бросил сумки и пошел искать чего-нибудь поесть. Кафе оказалось в центре, и мне опять пришлось преодолевать дорогу вброд.
Улицы Мирного, старая часть
![изображение](https://i4.imageban.ru/out/2023/10/28/1b19a1306d62f15c67a229535f3b23be.jpg)
Увидев это фото жена сказала, что выглядит очень депрессивно. Но на самом деле Мирный вполне себе современный город, просто погода такая - раз, мне скучно было фоткать обычные высотки, которых в любом российском городе полно - два, и больше фоток я не мог сделать, потому что у меня сел телефон - три.
Наконец-то уже в сумерках я кое-как вернулся в гостиницу, утолив голод и купив наконец-то лекарство. К тому моменту вопросы с оплатой были решены, и меня отвели в самый лучший (по их меркам) номер, на самом деле очень скромный, но мне было уже пофигу.
Ну сейчас-то я наконец отогреюсь, подумал я. Сняв мокрую обувь и носки, я с наслаждением разложил это на батарею, а сам пошел в санузел. Унитаз оказался теплым. Ничего себе сервис, подумал я, но оказалось что в бачке горячая вода. Она же оказалась и во всех кранах. Я, собираясь погреться, разделся, встал под душ. И да, было тепло, даже чересчур. Через секунду я выскочил оттуда как ошпареный. Оделся и пошел искать горничную, ее как всегда не было, но я упорный. Выяснилось, что у них авария, и вот надо просто немного пропустить. Пропустить не получилось. Вода холоднее не становилась, более того, весь санузел затянуло горячим паром. Поняв, что помыться не удастся, я решил позалипать в смартфон. Но Мегафон периодически пропадал. Вот только что 4G, и вот ничего. И так постоянно. Пароль от Вай-фая здесь хранили как гостайну. Нигде ни одного упоминания, хоть я перевернул весь номер. Одеваться и снова вылавливать горничную было уже выше моих сил. Лег спать. Тут кто-то давай стучать в дверь. Войдите! - кричал я, но никто не входил. Встал, открыл дверь, оказалось стучали в соседний номер. Слышимость, да, была такая что я прекрасно слышал бу-бу-бу из соседних номеров. Снова лег. И только начал входить в царство Морфея, как по мне кто-то побежал. Я вскочил, пытался включить свет, но оказалось что в светильниках на стене выкручены лампы. Пришлось светить телефоном. Оказался хороший такой, жирный, лощеный таракан. Вот ему эта гостиница явно была по душе. Ему и его сотоварищам. Надо ли говорить, что засыпал я долго и вздрагивая.
4. Карьер Мир
Но наступило утро. Ночью дождь превратился в снег, и все вокруг было по-зимнему красиво. Блаженное утро, обещавшее возвращение домой. И еще кое-что приятное. Ведь я бы никогда не простил себе, если бы не посетил самую главную местную достопримечательность, которую некоторые люди (вполне кстати обоснованно) считают одним из рукотворных чудес, если не света, то России точно. Её краешек даже виднелся из моего номера.
![изображение](https://i2.imageban.ru/out/2023/10/28/929fc8a3c92e493e2b82510184c41182.jpg)
Это карьер "Мир", давший название городу. Здесь находится алмазоносная кимберлитовая трубка, открытая в 1955 г. Алмазы добывали открытым способом до 2001 года, выкопав к тому времени впечатляющую воронку диаметром 1.4 км и глубиной 735 м. БелАЗы поднимались наверх по спиральной дороге длиной 8 км. С 2009 года добычу стали вести подземным способом, но в 2017 году произошел прорыв воды из Метегеро-Ичерского водоносного горизонта, в результате карьер и рудник были затоплены. Сейчас идет строительство крупнейшего алмазодобывающего объекта в мире - нового рудника "Мир-глубокий".
Я стою на краю, задыхаясь от волнения и охреневая от размаха
![изображение](https://i6.imageban.ru/out/2023/10/28/9e46cd3f3f23a644f5ad963d7c749cc2.jpg)
Настолько переволновался, что не догадался даже селфи сделать.
А это смотровая площадка, сделанная из ходовой части карьерного экскаватора
![изображение](https://i3.imageban.ru/out/2023/10/28/303136ec41045b7e0d84f05ba143ce16.jpg)
Информация о карьере
![изображение](https://i2.imageban.ru/out/2023/10/28/24cb7f29b81f9caa3bb0f1188ce11e84.jpg)
![изображение](https://i6.imageban.ru/out/2023/10/28/9d122a2117b45cd259f1058e5ed6b67c.jpg)
![изображение](https://i2.imageban.ru/out/2023/10/28/b1013a536fba4e4644539c89264cfc89.jpg)
Стоя на краю карьера, я сразу забыл все неприятности и трудности этой командировки. Черт возьми, оно того стоило!
В следующий раз, а он будет, не сомневаюсь, постараюсь выбить нормальную гостиницу и день на посещение музея АлРоса.
Аэропорт Мирного напоминал Вавилонское столпотворение. Множество рейсов во все уголки страны, а здание не изменилось со времен СССР. Теснота жуткая, но лучший (зуб даю) аэропортовский буфет в России! Можно отлично пообедать по цене заводской столовой. А какие были беляши только что из печи, ммм! В декабре планируется открытие нового аэропорта. Места будет больше, но вот такого буфета, боюсь, уже не будет.
А потом самолет, мне достается место у окна. И эффектный вираж над городом, вид на миллион
![изображение](https://i5.imageban.ru/out/2023/10/28/05f55b25aa537bb1de9f85cbe6fe4712.jpg)
Через четыре часа показался Новосибирск. Дороги, мосты, люди, цивилизация
![изображение](https://i6.imageban.ru/out/2023/10/28/fecaaaebf874c2c239d29120786b5c9d.jpg)
![изображение](https://i5.imageban.ru/out/2023/10/28/9748ace1fb2895cdc893838fd4bc07b5.jpg)
Я понял, что вернулся домой
Думаю, так счастлив попасть домой,как в этот раз,ты ещё не был
воронка в земле завораживает. если смотреть в нее живьем, наверно, можно впасть в ступор и там остаться навеки.
а вообще, пока читала про дорогу туда, про дорогу обратно, про трудности на пути, про перекрытые реки и грунтовые посадочные полосы, меня не покидала одна мысль: вот именно поэтому никто и никогда не сможет победить этот народ.
Воронка действительно завораживает, это нечто неземное.
vampirenok gosha, "Думаю, так счастлив попасть домой,как в этот раз,ты ещё не был". Вернее, давно не был. Была ещё более тяжёлая поездка в Казахстан лет 15 назад. Тогда мне хотелось родную землю целовать
Табор в джунглях, Не ожидал здесь встретить людей из Мирного. "Но конечно рассчитывать на Мирный, как на зону вылета" - в Мирном такой же аэропорт как в Якутске, и от Нюрбы ближе. В Якутии вообще в межсезонье рискованно передвигаться.