Так часто бывает, что чем сложнее и нервнее командировка, тем приятнее путь домой. Так случилось и в этот раз. После двух недель серости вдруг похолодало и прояснилось. К тому же я вообще в первый раз проезжал по этой дороге, Соликамск - Кунгур. Это был такой волшебный, такой яркий и праздничный зимний день, что я поминутно ахал, останавливался и выбегал из машины чтобы запечатлеть эту красоту.
Выехал как только стало светло. Причем, как часто бывает зимой, и тем более здесь, на Севере, само солнце явило свой лик гораздо позже, примерно через час. За это время я успел выехать из города на трассу и даже добраться до первого населенного пункта. Это была Яйва, названная в честь речки. Градообразующим предприятием является ГРЭС, снабжающая электроэнергией предприятия и населенные пункты Верхнекамья, в том числе Березниковско-Соликамского промышленного узла.
читать дальше
Здесь меня и встретило светило, не покидавшее небосвода до конца дня (аж целых шесть часов
)


Из Березников я выезжал при -22. И вообще, в отличие от Центральной России, у нас на Урале уже настоящая зима.

К тому же здесь, на западных склонах Урала, выпадает в разы больше осадков, чем у нас, на востоке. Потому здесь настоящее лесное царство. Заготовка леса - одна из важнейших статей дохода Пермского края.


Похолодало стремительно, и все деревья и травы покрылись инеем и засверкали как бриллианты. Красота, которую, увы, совершенно не в состоянии передать фотография, в чем я лишний раз убедился



Впрочем, на моем пути попадались не только красоты. Например, умирающий город Кизел. Основан в далеком 1750 году и судьба его сначала была типичной для городов Урала. Открытие железной руды - строительство железоделательного завода. Но потом недалеко от города были открыты богатейшие залежи угля, и город стал центром угольной промышленности Урала. В лучшие годы здесь работало 36 шахт и штолен. До революции это был третий по значимости угольный регион Российской Империи, после Донбасса и Польши. А рекордным был 1960 год, когда было добыто 12 млн тонн угля. Но после этого Кизеловский угольный бассейн стал приходить в упадок. Удобный для добычи уголь выбрали, строить глубокие шахты стало невыгодно. В 2000 году добыча угля была прекращена. И город стал умирать. Население сократилось почти в 5 раз (с 61 тыс. до 13.5). Сейчас представляет собой довольно жалкое зрелище. Дороги разбиты, если в центре теплится хоть какая-то жизнь, то по окраинам - множество скелетов домов. Одни стены, без крыш и внутренностей, смотрят пустыми глазницами оконных проёмов, аж мороз по коже. Всё это настолько контрастировало с моим приподнятым настроением, что я поспешил прочь. Остановился только один раз, на живописном пригорке.

Немного иначе сложилась судьба следующего городка на моем пути - Губахи. Расцвет его также пришелся на годы добычи угля. Одно время Губаха даже обгоняла по населению Кизел, здесь работал крупнейший на тот момент в стране коксохимический комбинат, он и сейчас потихоньку работает, но переживает не лучшие времена. Основой же сравнительного благополучия губахинцев служит современный химзавод "Метафлакс" - один из крупнейших производителей метанола и производных. И хотя город не достигает показателей своих лучших лет, он по крайней мере не умирает, и это видно невооруженным глазом. Здесь и горнолыжный курорт, и новостройки, и гостиницы с ресторанами, и дороги не в пример лучше, чем в соседнем Кизеле. Правда, благосостояние не дается даром - с экологией беда. Воздух портит не только химзавод, но и ГРЭС (кстати первая на Урале, построенная по плану ГОЭЛРО)

Но промышленные города остались позади, и бескрайние леса и снега вновь вступили в свои права.

Иногда, проезжая по вершине горы, сквозь ветви было видно, как лесное море расстилается внизу на сотни километров во все стороны. Вот такого кадра, с вершины, и чтобы деревья не закрывали, мне не хватало для полного счастья. И вдруг, в районе города Гремячинска, как по заказу, я увидел тропу, уходящую в сторону. Это было то, что я искал!



Вдоволь нагулявшись и вконец замерзнув на продуваемой всеми ветрами вершине, я вскочил в теплую машину и не останавливался до самого дома, ну кроме обязательной остановки на границе. Границе континентов.

@темы:
широка страна моя родная,
дороги,
красоты Урала
фотографии прекрасны, размеры этой вашей Сибири просто поражают!
и да, нет ничего лучше дороги по такой красоте, когда едешь и охаешь от изумления.