понедельник, 19 ноября 2018
Вот и закончился велосипедный сезон. Жаль, что не часто удавалось выбраться. Мчаться вперед, подставляя лицо ветру, по лесным дорожкам или полям - что может быть лучше?
И как мне не хватало именно такого, горного, велосипеда в пору моей юности, страшно подумать, почти 40 лет назад.
В то время я был школьником и хватался за все спортивные секции, которые только попадались на глаза. А было их очень много, несмотря на то, что жил я в маленьком рабочем городке, и все бесплатные, трудно поверить. Но задерживался далеко не во всех.
Не все даже смогу вспомнить. Помню секцию стрельбы из лука. Было интересно, но не зацепило. Да и был я в то время очень подвижным юношей, не то что сейчас. Стоять, подолгу выцеливать, учитывать ветер и т.д. и т.п. было невероятно скучно. Стрелял я и из винтовки, но тоже недолго. Одно время я даже занимался многоборьем, и неплохо. Тренером был наш школьный физрук, мы с ним частенько тренировались на длинных дистанциях, бежали вдоль железной дороги мимо города, пригородов, садовых поселков, мимо леса аж до самой Чусовой.
читать дальше
Помню еще одно довольно долгое увлечение - секцию лыж. Она у нас в поселке была очень сильной, были призеры и чемпионы всесоюзных соревнований, мастера спорта. База была прекрасной, снаряжение отличное (по тем временам). И бег на лыжах всегда мне нравился. Почему я не удержался? Они были настолько нацелены на воспитании чемпионов, что нами, простыми начинающими мальцами, никто не занимался. Мне давали лыжи, палки и отправляли на лыжню. Я катался в собственное удовольствие, и только. Надоело.
Одним словом, со спортом - то же, что с женщиной. Надо перепробовать множество, чтобы найти свою, единственную. Для меня своим, единственным спортом стал велосипед. Велосипед я любил всегда, как только стал ходить. Началось с трехколесного, у которого сдвоенное заднее легко превращалось в одиночное. Я довольно скоро потребовал от отца убрать третье колесо, чтобы быть как взрослый. И он стал меня учить ездить на двух колесах. И, хотя я почти ничего не помню из детства, один момент я вижу совершенно отчетливо: отец довольно смеется, я оборачиваюсь, и одновременно с ужасом и восторгом вижу, что он давно меня не держит, и я ЕДУ САМ! Потом был "Школьник", а затем, поскольку рос я очень быстро, сразу "взрослик" - велосипед "Урал". Он стал моим самым близким другом на долгие школьные годы.
С ним мы выбирались в такие дальние ебеня, что вспомнить страшно. Ведь это только взрослые люди могут ходить, куда им заблагорассудится. Мы, школьники, могли более-менее безопасно передвигаться только по своему району. Попытка самостоятельно, без родителей, появиться в районе, к примеру, второй школы могла окончиться плачевно. А "Первомайка" - вообще табу. Микрорайон за железной дорогой, застроенный деревянными домами, всегда был притягателен для нас - ведь там была Чусовая и "Ямы" - старицы Чусовой. Но тамошние пацаны были непреодолимой преградой на пути к прохладным купелям. Сельские дети - росли как сорная трава, воспитывались соседями, из которых половина - бывшие зеки, не маялись угрызениями совести и не были отягощены кодексами чести, в отличие от нас, городских, - лезли в драку без всякого повода и бились жестоко, как звери.
Но велосипед позволял проехать даже туда, поскольку меня не могли догнать. Конечно, чтобы остановиться или искупаться, не могло быть и речи - только промчаться мимо. Но несмотря на это, велосипед открыл для меня широчайшие горизонты. Помню, однажды я просвистел мимо одного известного хулигана. Он выхватил велосипед у стоявшего рядом малолетки и помчался за мной. Но куда там! Хоть он и был на голову выше меня и намного старше - я почти постоянно крутил педали и не курил, в отличие от него. Помню, озираясь, я с опьяняющим победным чувством наблюдал его красную злую физиономию.
Были конечно и менее веселые моменты, падения, травмы. Помню однажды в темноте мне чуть голову не снесло натянутой проволокой точно на высоте шеи, помогло шестое чувство - а вот не надо носиться сломя голову в незнакомом дворе ночью!
Но заниматься велосипедом профессионально - такого и в мыслях не было. Пока однажды отец не сказал, что видел в газете объявление о наборе детей в секцию велоспорта. Я поехал - и оказался сразу очарован и тренером, и ребятами, пришедшими вместе со мной. Поскольку все мы были одного возраста, и секция только начинала свою работу - не было никакой "дедовщины", с чем я постоянно сталкивался до того.
Чего у СССР не отнять, так это заботы о подрастающем поколении. Тогда я об этом не задумывался, а сейчас понимаю, насколько сложно было организовать секцию с нуля. Находились мы под крылом общества "Спартак". Нам совершенно бесплатно были выделены два подвальных помещения в разных частях города - для двух баз, велосипеды и даже автомобиль-техничка (Москвич - каблучок). Кроме того, нас возили на соревнования, нас обследовали в спортивном диспансере. Да и тренер работал не за спасибо. О нем отдельные теплые слова. Кайгородов Анатолий Борисович (кажется так) - низкий вам поклон за лучшие воспоминания детства и за мое здоровье. Он на тот момент только что закончил карьеру, лет 35 (страшный старик по нашим тогдашним меркам), сухой, мускулистый и сутулый, как все велосипедисты - и всегда с улыбкой, всегда на позитиве. Заботился он о нас совершенно по-отцовски, и как я понял много лет спустя - был тренером от Бога. Он не стремился сделать из нас чемпионов. И потому не зацикливался только на кручении педалей, но больше внимания уделял общефизической подготовке, воспитании выносливости, укреплению суставов. Благодаря чему, всю жизнь занимаясь волейболом, я НИ РАЗУ не подвернул сильно ногу и не рвал сухожилия. Ни разу! (Волейболисты обзавидуются).
Велосипеды были "Старт-шоссе" - мечта велосипедиста. В обычной продаже я их ни разу не видел, а кто видел - говорили, что стоили они чрезвычайно дорого. У меня был единственный на всю секцию оранжевый велик, он был самым "размерным", поскольку я был выше всех. Катались на узких трубках, клеили сами, вообще все делали, разумеется, своими руками.
Начиная с апреля и по конец осени два - три раза в неделю мы выезжали на трассу. Катались и зимой, но не в сильный мороз, конечно. Чтобы не продувало, лучше всего помогали газеты, надетые под верхнюю одежду. Но руки! Руки замерзали ужасно. В сильные морозы крутили педали на станках и бегали на длинные дистанции, играли в футбол. Иногда тренер позволял пошалить - делились на две команды и играли в догонялки на заснеженных дорожках городского парка культуры и отдыха. Было скользко, но падать не больно, эти занятия развивали чувство равновесия.
Ребята подобрались изо всех концов нашего города. Помню, были два брата, которые до 4-го класса учились в нашем классе, но переехали в другой район и другую школу, в секции мы встретились вновь. Забавно было то, что один маленький и пухлый, другой - высокий и тощий, и при этом близнецы. Прекрасная иллюстрация разнояйцевых близнецов. Был Толик Д. из 6-й школы, добрый увалень, который позже познакомил меня с моей первой любовью (это совсем другая история). Был еще Саша, учился в художественной школе, ярко разрисовал тренерскую машину - она была прекрасна и выделялась среди всех немногих и неярких тогдашних автомобилей. Позже он поступил в архитектурную академию. Яркое воспоминание тех лет - появление у нас Славы М. Он пришел к нам ненадолго, был на добрых 10 лет старше нас. Пришел со своим дорогим иностранным велосипедом и яркой фирменной экипировкой. Пришел просто потому, что не с кем было тренироваться. И он был жутким бабником. Господи, что он рассказывал нам, пацанам! От его рассказов тряслись руки и горели уши. Все ребята были что надо, жаль что разбежались и затерялись на просторах жизни.
Продолжение следует
@темы:
преданья старины глубокой
Я велик покупала знаешь как, по цвету. Мне прислали фото (человек возит б/У из Европы) ценовой категории 200$ - серые, черные и один синий. Ну я и пишу- мне синий! А когда он приехал, спецы заценили, щупали, цокали языком. Когла я увидела на сайте цены на новые велики этой фирмы поняла, что не расстанусь с ним - там от 3 до 6 тысяч евро 🙄 А мой хоть и старичок, но еще зажигает как надо!
Так что пиши про веложизнь, мне интересно!